ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Васильева Т.М., Фёдоров А.П.*

e-mail: vasilieva_tver@mail.ru

Тверской   областной клинический психоневрологический диспансер, Тверь

МАПО, Санкт-Петербург*

Вопросы эпилептологии и психиатрии


В различных исследованиях, проведенных отечественными и зарубежными авторами, отмечается качественное своеобразие Я-концепции больных шизофренией: заниженная и неадекватная самооценка, слабая структурированность образа Я , нарушенные границы собственного  Я , искаженное   отраженное Я , низкий уровень активности, слабая мотивация к социальным контактам (Бурковский Г.В., Кабанов М.М., 1995, Вид В.Д., 2001, Поляков Ю.Ф. и др. 1991, Kelly G.А.,1969). Всеми этими авторами отмечается перспективность использования  Я-концепции  для целей психотерапии и психологической коррекции. Целью нашей работы является экспериментальное изучение структуры  Я-концепции  с позиций теории отношений В.Н. Мясищева и разработка на ее основе программы психологической коррекции. Данная программа включает методы когнитивно-поведенческой психотерапии, арт-терапии, психогимнастики, отдельные приемы гештальт-терапии. Мишенями психокоррекционной программы являются когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты Я-концепции. Исследование проводилось на базе Тверского областного клинического психоневрологического диспансера на выборке больных шизофренией без выраженного дефекта: 46 мужчин и 42 женщины в возрасте 18-45 лет. Были выделены основная и контрольная группы (по 44 человека), достоверно не различающиеся по нозологическим формам, полу и возрасту. Больные обеих групп получали сходное психофармакологическое лечение, но в контрольной группе психологическая коррекция не проводилась. Для диагностики когнитивной составляющей Я-концепции были использованы ко-терапевтическая компьютерная система Келли-98 и Шкала дисфункциональных отношений А. Вейсмана и А. Бека в адаптации К.Р. Захаровой (ШДО); для исследования эмоциональной составляющей применялась Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС); для изучения мотивационно-поведенческой составляющей     Тест мотивации аффиляции и Тест мотивации достижения  АА. Мергабяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, а также Шкала мотивации одобрения  Д. Марлоу и Д. Крауна в адаптации Ю.Л. Ханина. Математическая обработка осуществлялась с помощью компьютерной программы   Statistika. Психологическое исследование проводилось дважды: до начала терапии (и психокоррекции в основной группе) и после окончания лечения. До начала лечения у больных обеих групп выявляются следующие особенности   Я-конепции . В когнитивной сфере: рыхлый тип конструктной системы, фрагментированность и противоречивость  представлений о себе, слабое прогнозирование оценки себя окружающими, значительное расхождение  образов Я  ( Я-реальное ,  Я-идеальное ,  Я-глазами других ). Большинство больных имеет высокий коэффициент выраженности иррациональных установок (в среднем 167).  Эмоциональная составляющая характеризуется низкой оценкой себя с точки зрения соответствия социально-нормативным критериям, недостаточным самопринятием, высоким уровнем самоуничижения. Мотивационно-поведенческая составляющая отличается преобладанием мотива страха отвержения над мотивом стремление к принятию, низкой мотивацией социального одобрения, преобладанием мотива избегания неудач.На основе проведенного экспериментального психологического исследования и с учетом имеющихся данных в литературе нами была разработана специальная программа психологической коррекции в группе для больных шизофренией. Цель программы: коррекция трех составляющих  Я-концепции . Учитывая три сферы ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и мотивационно-поведенческую), конкретные задачи психологической коррекции были представлены в виде следующих блоков.Коррекция когнитивной сферы включает: - расширение зоны осознавания сферы  Я , уточнение и структурирование представлений о себе, устранение внутренней противоречивости представлений, за счет их сопоставления с реальностью; - работа над границами образа  Я : коррекция   присоединяющей  и  дифференцирующей   функций  Я-концепции ; - осознание, вербализация неадекватных когниций, искажающих восприятие реальности, обучение пациентов умению идентифицировать свои неадекватные когниции, изменение правил регуляции поведения; - выявление ресурсов, сохранных сторон личности, осознание жизненных целей и путей их достижения.Задачами коррекции эмоциональной сферы являются: - снятие внутреннего напряжения, возникающего в связи с необходимостью работы в группе, обеспечение эмоциональной поддержки; - стимулирование эмоциональности, раскрытия своих чувств и переживаний перед другими людьми; - повышение самопринятия, самоуважения, самоценности  Я , снижение уровня самоуничижения; - выработка навыков выражения собственных эмоций и правильной оценки экспрессии других людей.Коррекция мотивационно-поведенческой сферы. Задачами являются: - формирование у больных произвольной мотивации на основе трансформации ситуационных мотивов в личностные: введения мотивирующих стимулов в контекст деятельности путем поощрения, введения социальных оценок, просьб и требований выполнения деятельности; - максимальная мобилизация усилий на преодоление своей недостаточности, связанной с болезнью; - изменение системы мотивации, повышение уровня саморегуляции деятельности на основе повышения значимости социальных критериев и нормативов; - выработка навыков выражения собственных эмоций и правильной оценки экспрессии других людей; - преодоление неадекватных форм поведения, основанных на искаженной  Я-концепции ; - выявление и закрепление имеющихся позитивных поведенческих ресурсов, развитие целенаправленного, активного, последовательного поведения, ориентации на сотрудничество, ответственность, самостоятельность.

Специфика данной программы: минимум отрицательных эмоций, вызываемых у пациентов; акцент на позитивных сторонах личности; взаимодействие строится в атмосфере взаимного принятия, способствующей самовыражению (физическому и духовному); открытость, четкое модулирование своих эмоций и рефлексии; активная позиция ведущих. Общая структура занятий. Каждое занятие начиналось с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности (использовались техники психогимнастики, арт-терапии, коммуникатино-активирующей терапии). Специальный подбор упражнений способствовал снятию напряжения у участников группы, развитию внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, формированию способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния и понимать экспрессию других членов группы. Далее по желанию участников осуществлялась персональная   проработка заявляемых проблем, либо выбиралась тема для групповой дискуссии. Используемые на данном этапе техники (элементы психодрамы, техники гештальт-терапии, проективный рисунок с групповым обсуждением и др.) были направлены на более глубокое понимание самого себя, расширение образа  Я  и повышение его адекватности за счет осознания новых аспектов собственной личности и интеграции полученной информации, а также на повышение чувствительности в понимании других людей, принятию и уважению  другого Заключительная часть посвящалась выработке конструктивных форм поведения. Кроме того, она способствовала снятию напряжения, возникающего в связи со значимостью обсуждаемых вопросов и сильными эмоциями, сопровождающими основную часть занятия (техники когнитивно-поведенческой терапии, психогимнастика, арт-терапия).
Занятия проводились 2 раза в неделю, длительность одного занятия 2 часа. Общее количество занятий    15. Численность психокоррекционной группы 11 человек.
Повторное тестирование показало следующие результаты. У больных основной группы показатели   рыхлость-жесткость  конструктной системы изменились в сторону жесткости: доля значимых корреляций в системе конструктов в среднем возросла на 7%. Снизились фрагментированность и противоречивость представлений о себе: число изолированных конструктов уменьшилось в среднем на 3,5 балла, а независимых кластеров - на 1,18; показатель сбалансированности конструктов повысился в среднем до 2,09 балла. Стали более близкими  образы Я . Снизился коэффициент выраженности иррациональных отношений на 17 баллов (до 150 баллов). Повысилась эмоциональная оценка себя, снизились показатели самоуничижения на 2 балла;  по фактору   самоуважение , показатели шкал повысились в среднем на 1 балл. Показатели по шкале   самопринятие  фактора  аутосимпатия   повысились на 1,8 балла. В мотивационно-поведенческой сфере отмечалась положительная динамика показателей мотивации аффиляции (в среднем на 37 баллов, т.е. вдвое); повысились показатели по шкалам  мотивация одобрения  (в среднем на 2 балла) и  мотивация достижения  (в среднем на 7 баллов). Анализ данных результатов по Т-критерию Вилкоксона показал значимые изменения в основной группе при р<=0,01. В контрольной группе изучаемые параметры существенно не изменились (различия по Т-критерию не значимы).

Таким образом, психологическая коррекция изучаемых компонентов   Я-концепции   в сочетании с фармакотерапией способствует формированию у больных гармоничной  Я-концепции : более адекватной системы конструктов, возрастанию взаимосвязей между ее элементами, повышению их сбалансированности, целостности и непротиворечивости. Снижается выраженность иррациональных установок, происходит гармонизация отношения к себе, снижение внутренней конфликтности, активизация социальных эмоций, развитие социальных мотивов: повышение мотивации аффиляции, достижения успеха и социального одобрения. Это в целом улучшает адаптацию в обществе, ведет к повышению качества и стойкости ремиссии.

Литература

1.Бурковский Г.В., Кабанов М.М. Психологическая и социальная адаптация больных малопрогредиентной шизофренией (пособие для врачей МЗ и ПП РФ). СПб, 1995. 2.Вид В.Д. Психотерапия шизофрении (2-е изд.). СПб: Питер, 2001. 3.Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991. 4.Поляков Ю.Ф., Критская В.П., Мелешко Т.К. Патология познавательной деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - М., 1991.5.Психотерапия: учебник (2-е изд.) / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2002.6.Соколова С.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.   М., 1989.7.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.8.Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. - СПб: Питер, 2002

 

 
Главная страница Визитная карточка Эпилептология Психиатрия
Публикации Библиотека Нейрохимия МКБ-10
Психофармакология Психологические тесты Общая медицина Разное

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

SpyLOG

Рейтинг@Mail.ru