www.psychiatry.org.ua |
* Публикуется по изданию:
Кутько И. И., Роздильская О. Н., Шилина Н. С. Обоснование аэрозольного
пути введения нейролептиков больным параноидной шизофренией // Шизофрения:
новые подходы к терапии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и
экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической
психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред.
И. И. Кутько и П. Т. Петрюка. — Харьков, 1995. — Т. 2. — С.
56–58.
Шизофрения является одной из важнейших проблем современной психиатрии, а также одним из наиболее распространённых заболеваний в психиатрической клинике. В связи с многообразием клинической картины, течения и исходов шизофрении, лечение больных остаётся чрезвычайно сложной задачей, несмотря на значительные успехи психофармакотерапии последних десятилетий. Ведущую роль в лечении больных шизофренией до настоящего времени занимает терапия нейролептиками. Возможности лекарственной терапии в ряде случаев бывают ограничены в виду различных причин: наличие соматических противопоказаний, возрастного фактора, неэффективности лечения, непереносимости, отказа от лечения по различным бредовым мотивам как внутрь, так и в инъекциях (Г. Я. Авруцкий, А. А. Недува, 1981, 1988; И. И. Кутько, 1982–1992; И. К. Сосин, 1982; Р. Я. Вовин, 1989).
Поэтому, наряду с традиционными методами психофармакотерапии актуальным и перспективным является поиск других методов лечения, которые способны потенцировать нейротропное действие традиционных методов и преодолевать терапевтическую резистентность у больных параноидной шизофренией. Одним из таких методов является ингаляционный способ введения психотропных средств, в том числе и нейролептиков. Весьма эффективным признаются ингаляции не только в пульмонологии, но и в кардиологии, неврологии, педиатрии и т. д. К примеру, ингаляции периферического вазодилятатора данипруса, дезагреганта курантила, антагониста кальция изоптина, нами разработанные (О. Н. Роздильская, 1990–1993) у больных с дисциркуляторной энцефалопатией улучшают церебральный кровоток, снижают повышенное артериальное давление и оказывают седативный эффект, более выраженный, чем при других путях введения.
Особенности фармакокинетики и фармакодинамики препаратов, введённых аэрозольным путём, позволяют исследователям и клиницистам считать, что данный способ может приближаться к внутривенному способу по скорости введения и фармакологической активности, значительно превышая последний по продолжительности клинического эффекта (В. С. Улащик, 1983; Н. С. Пилипчук, Р. Г. Процюк, 1988). При использовании ингаляции значительно меньше возникают условия для появления побочных реакций и осложнений при традиционной фармакотерапии.
Однако, этот способ введения препаратов в психиатрической практике, в частности нейролептиков, до настоящего времени не нашёл широкого распространения и не используется. Дальнейшее всестороннее и динамическое исследование больных параноидной шизофренией в процессе лечения может разработать подходы к патогенетическому обоснованию применения ингаляционного способа введения нейролептиков, особенности проведения упомянутых методов лечения, показаний и противопоказаний к их применению, а также оптимизировать лечебный процесс.
Также изучается возможность и эффективность комбинированного лечения рецидивов параноидной шизофрении путём применения ингаляционного способа введения нейролептиков и других традиционных методов лечения. Необходимым является сравнительное изучение эффективности ингаляционного способа введения нейролептиков при лечении курабельных и резистентных к терапии больных параноидной шизофренией.
Таким образом, внедрение аэрозольного способа введения нейролептиков у больных параноидной шизофренией и всестороннее изучение механизма его действия позволит расширить арсенал терапевтических методов у данного контингента больных.